Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Вячеслав Лысаков предлагает создать межфракционную депутатскую рабочую группу по ОСАГО

Нельзя приступать к рассмотрению изменений и дополнений в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) без полного понимания и исправления всей ситуации на рынке и в надзоре. Такое мнение высказал Первый заместитель Председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на пленарном заседании во вторник, 12 февраля.

Банк России вместе с Минфином и Российским союзом автостраховщиков РСА проводит очередную масштабную реформу ОСАГО, направленную на либерализацию тарифов в этом сегменте страхования.

По этой теме в прошлом году трижды проходили слушания в Госдуме и Совете Федерации с целью дополнительных консультаций и учета мнения законодателей и других государственных структур, а также общественности, так как реформа затрагивает интересы большинства граждан России, поскольку автомобили есть почти в каждой семье, отметил Лысаков.
По его словам, рекомендации по итогам слушаний не были учтены.

Решение вопреки общему мнению

«В качестве первого этапа реформ в конце декабря прошлого года Банком России подписано и зарегистрировано в Минюсте указание, для простоты именуемое расширением тарифного коридора в ОСАГО, - напомнил парламентарий. - В соответствии с этим документом базовая тарифная ставка по ОСАГО расширена на 20% вверх и на 20% вниз от существующей тарифной ставки и введена новая шкала оценки полиса с учетом возраста и стажа водителей».

Дано указание вопреки мнению большого числа депутатов и сенаторов, участвовавших в слушаниях, вопреки официальной позиции МВД России и официальным статистическим данным и без учета позиций отраслевых министерств и ведомств, подчеркнул Лысаков.

Все без исключения министерства и ведомства, включая Минфин и Банк России, закупают услуги по страхованию ОСАГО своих служебных автомобилей. Однако финансового обоснования и расчетов под возможное повышение тарифов ОСАГО на 20% и соответственно увеличение бюджетных расходов для государственных структур ни Минфин, ни Банк России не сделали, а ведь бюджет уже утвержден. Потенциально это может потребовать около 2-3 млрд рулей дополнительных бюджетных средств, указал депутат.

В пояснительной записке к проекту Банк России пояснил, что необходимость расширения тарифного коридора  вызвана сложившейся ситуацией на рынке ОСАГО, высокой убыточностью, проблемами правоприменения, доступностью страховых услуг. «Проводя базу под повышение тарифов, руководители Банка России и Российского союза автостраховщиков с 2015 года заявляют о том, что ущерб рынка ОСАГО от страховых мошенников составляет 50-70 млрд в год. Ссылаясь на опыт зарубежных стран, они утверждают, что все зарубежные страховые компании закладывают в тарифы 20% специально на мошенников, и от этого никуда не деться, такова, мол, объективная реальность. Вот откуда этот коридор в 20% вверх и вниз», - пояснил Лысаков.

Слабое звено страхования

При этом заявление об огромном ущербе от страховых мошенников-автоюристов «оказалось, мягко говоря, лукавством», констатировал парламентарий.

«Исполняя поручения Президента России Владимира Путина по проблемам ОСАГО, сотрудники МВД России тщательно и профессионально разобрались в ситуации, установили, что фактический ущерб от страховых мошенников на этом рынке составляет 0,6% от общих выплат в ОСАГО, а не 20-30%, как утверждают инициаторы реформы, уж тем более не 50-70 млрд рублей. В абсолютных цифрах это около 500-600 млн рублей (для справки - это гораздо меньше норм естественной убыли во многих других отраслях экономики)», - отметил Лысаков.

Оказалось, что наибольший ущерб и потери рынку ОСАГО наносят сами страховщики - руководители и сотрудники страховых организаций, либо это происходит при их активном участии, добавил Первый замглавы думского комитета.

Это, в частности, подтвердил Президент РСА Игорь Юргенс, заявив, что недобросовестные страховщики вывели с рынка 24,2 млрд рублей. «На самом деле эту цифру надо умножать как минимум на два, так как Юргенс назвал сумму выплат из компенсационного фонда РСА, но до этого такая же сумма была выведена из страховых компаний», - указал Лысаков.

Парламентарий также обратил внимание на то, что основные потери и убытки рынка ОСАГО сосредоточены в компании «Росгосстрах», которая в 2017 году обрушила финансовый рынок почти на 1,5 трлн рублей, страховой рынок – более чем на 100 млрд рублей (и это предварительная оценка), и рынок ОСАГО минимум на 50 млрд рублей.
При этом Банк России проецирует эти потери как ущерб от страховых мошенничеств всему рынку ОСАГО и отказывается от предложений МВД России провести совместную проверку компании, отметил Лысаков.

Что нужно, чтобы повысить эффективность системы

Генеральная Прокуратура Российской Федерации после недавней проверки Банка России также заявила, что высокая степень криминализации страхового рынка стала возможной, прежде всего, из-за слабой и непрофессиональной работы страхового надзора, попустительства и бесконтрольности кураторов страховых компаний, отметил депутат.

«С учетом указанных обстоятельств многие депутаты и сенаторы, участвовавшие в слушаниях, рекомендовали сначала навести порядок и повысить эффективность страхового надзора, поставить надежный заслон воровству в самих компаниях и только потом приступать к реформам», - говорит Лысаков.

Он напомнил, что в новейшей истории страхового надзора, а именно в 2014-2015 годах, Банк России уже повышал тарифы ОСАГО в два раза. При этом также был установлен коридор в 15%. «Однако все полисы продавались по максимальным тарифам, а вся полученная от повышения тарифов прибыль – примерно 100 млрд рублей - была разворована страховщиками за неполных два года. И вот эти, мягко говоря, потери и ущерб Банк России и РСА предлагают компенсировать за счет повышения тарифов опять из кармана автовладельцев», - заметил парламентарий.

«Но ведь то же самое произойдет и сейчас», - уверен Лысаков.

По его словам, именно по этой причине МВД России официально высказалось против реформ ОСАГО, пока не будет наведен порядок в страховом надзоре, и не создан надежный механизм противодействия выводу финансовых средств из страховых компаний.

Противоречия изменений

 «Ничуть не смутившись вновь открывшимися обстоятельствами (оговорюсь - новыми для депутатов и заинтересованных ведомств), заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин заявил, что на данном этапе реформ цель противодействия злоупотреблениям на рынке ОСАГО вообще не ставится. Необходимость введения тарифного коридора он связывает с установлением индивидуальной страховой премии по каждому договору страхования ОСАГО для каждого владельца транспортного средства исходя из его возраста, стажа вождения, частоты страховых выплат (аварийности), категории транспортного средства, его мощности и территории использования. Проще говоря – индивидуального справедливого тарифа», - продолжил Лысаков.

Вместе с тем, в указании (ЦБ) поясняется, что размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных настоящим указанием, и утверждается внутренним документом страховщика.

«Это значит, что базовая тарифная ставка определяется страховщиками самостоятельно для региона в целом, - пояснил парламентарий. - И если в регионах с высокой убыточностью будет установлена максимальная тарифная ставка, о чем уже сейчас заявляют руководители Банка России и РСА, то она будет максимальной для всех водителей, независимо от возраста, стажа вождения, аварийности и т.д.».

Механизм и обязательность определения индивидуального страхового тарифа и индивидуальной страховой премии для каждого владельца транспортных средств указанием не предусмотрены, отметил Лысаков.

Кроме того, установив предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения), Банк России не указал в проекте объективные критерии для определения размера базовой ставки страхового тарифа для каждой конкретной территории, критерии оценки убыточности каждого конкретного страховщика применительно к конкретной территории и методику расчета базовой ставки тарифа с учетом вышеуказанных критериев, добавил депутат.

Не допустить коллапса

«Это дает страховщикам возможность произвольного применения тарифов и создает условия для коррупционных проявлений и злоупотреблений как со стороны страховщиков, так и со стороны страхового надзора», - считает Лысаков.

По словам парламентария, после случая с «Росгосстрахом» Банк России был вынужден признать, что у него есть вопросы к активам еще 15 системообразующих компаний. «Назвать компании и объем проблемных активов г-н Чистюхин отказался, назвав это «надзорной тайной», но, учитывая горький опыт «Росгосстраха», можно представить, что ждет страховой рынок в ближайшем будущем», - отметил Лысаков.

В эту сессию нам предстоит рассматривать внесение изменений в закон об ОСАГО, закрепляющих и развивающих очередные реформы этого рынка. «Дальше, в ближайшей перспективе, планируется полный отказ от тарифного регулирования в этом сегменте рынка. В существующих условиях это будет уже не кризис, а коллапс рынка ОСАГО, и не только рынка. Не помогут никакие штрафы за езду без полисов, никакие другие меры. А отвечать за это придется всем нам», - заявил Первый замглавы думского комитета.

«Ведь что нам обещали? Еще раз подчеркиваю – нарушители ПДД будут платить больше, законопослушные водители – меньше. Правильно? Мы же за это голосовали? На самом деле, все будут платить больше, поскольку механизма реализации этой прекрасной идеи не существует», - отметил Лысаков, добавив, что уже наблюдается рост цен на полисы.

По мнению парламентария, нельзя приступать к рассмотрению изменений и дополнений в законодательство об ОСАГО без полного понимания и исправления всей ситуации на рынке и самое главное в надзоре.

«С учетом чрезвычайной важности вопроса предлагаю создать межфракционную депутатскую рабочую группу по ОСАГО, с привлечением специалистов Генеральной прокуратуры, МВД России, финансовых институтов, ведущих экспертов страхового рынка и общественности», - резюмировал Лысаков.

Комментируя сайту er-duma.ru свое выступление, Вячеслав Лысаков добавил, что будет ставить перед депутатами вопрос о необходимости принятия Постановления ГД о создании в рамках парламентского контроля вышеназванной рабочей группы.


главное

Андрей Исаев: Замену устаревшего автотранспорта надо вводить не посредством запретов, а через поощрение автовладельцев, меняющих старые машины на новые

Должна быть создана система преференций, связанных с приобретением новых автомобилей при утилизации старых, заявил Первый замруководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», комментируя информацию в СМИ об обсуждении идеи отказаться от эксплуатации старых машин.

Адальби Шхагошев: Внеочередное заседание Совета Госдумы по теме иностранного вмешательства в российские выборы – экстренная и адекватная политическая реакция

Россия не будет закрывать глаза на зарубежную поддержку сил, разрушающих устойчивость государственной системы и безопасность страны, подчеркнул Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Юрий Швыткин держит на личном контроле ситуацию с взрывами на складе боеприпасов в поселке Каменка Ачинского района

Как рассказал заместитель Председателя комитета ГД по обороне, в настоящее время общее количество пострадавших от взрывов составляет 33 человека, восемь зданий разрушены, пострадали от 200 до 500 жилых и дачных домов; в населенных пунктах работают комиссии по установлению ущерба, нанесенного жилым домам.

архив