Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Карлов: К проекту закона «О любительском рыболовстве» у сахалинцев есть ряд вопросов

15 мая в пресс-центре «Парламентской газеты» в прямом эфире состоялось обсуждение правительственного законопроекта «О любительском рыболовстве». В дискуссии на тему: «Какой станет любительская рыбалка для россиян?» приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, члены Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев, Георгий Карлов, Леонид Огуль, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Заболотная, руководитель Управления информации Росрыболовства Александр Савельев, эксперты и представители рыбацкой общественности.

О текущем состоянии законопроекта рассказал Валерий Язев. Он сообщил, что профильный Комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии вернул законопроект в Правительство на доработку, в связи с этим 17 мая с повестки заседания Госдумы законопроект будет снят. «Комитет считает, что ряд положений текущей редакции законопроекта не позволяют принять его в первом чтении – это нерешённость вопросов выделения рыболовных участков для рекреационных целей, это и норма в 10% от водной территории субъекта и критерии этого определения. Ведь можно уложиться даже в менее 10%, но это будут самые удобные, около населённых пунктов рыбные места, а граждане вынуждены будут ехать на большие расстояния, чтобы порыбачить. Главный тезис, заявленный в концепции законопроекта - рыбачить бесплатно и беспрепятственно отражён в представленной редакции не в полной мере. Мы посчитали, что в законопроекте очень много отсылочных норм, а хотелось бы ряд фундаментальных позиций выразить в виде прямых норм этого закона. Всего поступило 41 замечание к законопроекту, 20 из которых не позволяют одобрить его в первом чтении, однако, закон актуален и востребован. С одной стороны нужно, чтобы он отвечал интересам 25 млн. рыбаков-любителей, с другой стороны, чтобы отвечал вопросам сохранения биологического водного многообразия, не создавал новых конфликтов и урегулировал разногласия между рыбаками, надзорными органами, федеральным центром, субъектами, муниципальными образованиями. Необходимо чётко прописать права и обязанности всех этих субъектов», -  рассказал парламентарий.

Внесённый Правительством в Госдуму проект закона «О любительском рыболовстве»  вызывал дискуссию в традиционно рыбацком регионе России – на Сахалине, где накануне прошло подробное обсуждение законопроекта с участием граждан и представителей региональной власти, по итогам которого сформировалась позиция рыбацкой общественности Сахалина и Курил, которую  подробно прокомментировал депутат от Сахалинской области Георгий Карлов. Он отметил, что передача части полномочий на уровень субъектов устранит многие разногласия по законодательному обеспечению любительской рыбалки.

«Для Центральной части России вопрос права граждан на бесплатную рыбалку в традиционных местах лова законопроектом в целом урегулирован. Но в некоторых рыбацких регионах дело обстоит далеко не так однозначно. К проекту закона «О любительском рыболовстве» у сахалинцев есть ряд вопросов. Большая часть из них имеет исключительно региональную специфику.

В проекте закона определён перечень из 14 ценных видов рыб, вылов которых осуществляется по именным разрешениям рыболова. Установлена плата за выдачу бланка такого именного разрешения в размере 200 рублей. Установлены  ставки сбора за единицу каждого объекта промысла из данного перечня. Размеры ставки сбора колеблются от 35 до 476 рублей за одну пойманную рыбу. В разрешении будет указана суточная норма вылова по каждому объекту промысла, если срок действия разрешения не ограничен одними сутками.     

Из текста законопроекта неясно, как часто будет необходимо получать именное разрешение, и соответственно платить за его выдачу. К примеру, в Сахалинской области практика показывает, что путёвки на вылов тихоокеанских лососей (аналог индивидуальных разрешений) выдаются на одни сутки в день лова, т.е. практически менее, чем на сутки. Путёвки на срок более одних суток не выдаются, хотя это нигде не запрещено. Есть все основания предполагать, что эта практика будет полностью перенесена на выдачу индивидуальных разрешений, только уже с платой 200 рублей за каждый бланк.

В перечне ценных видов рыб, которые разрешено вылавливать по именным разрешениям, названа горбуша, которая на территории Сахалинской области является одним из самых массовых видов рыб и главным объектом любительского рыболовства. Процент любительского вылова не оказывает существенного влияния на численность запасов этой рыбы. В том же перечне состоят такие редкие виды как микижа, нельма, таймень, записанные в Красную книгу России. Очевидно, что горбуша должна быть исключена из этого перечня по субъекту.

Законопроектом предусматриваются ставки сборов за водные биоресурсы для рыболовов-любителей, которые на порядок выше аналогичных ставок сбора для рыбаков-промышленников. За вылов одной горбуши промышленники платят Государству 7 рублей, а с любителей предполагается взимать 35 рублей. За одну штуку симы промышленники платят 9 рублей, а любителям она будет стоить целых 90 рублей. Кижуч для промышленников стоит 15 рублей, а для любителей обойдется в 150 рублей. По остальным видам картина такая же. Данное положение неприемлемо. Ставки сбора за водные биоресурсы должны быть едины, как для промышленной добычи, так и для любительского рыболовства, а их величину следует понизить в 10 раз. Во столько же следует снизить величину платы за выдачу бланка разрешения рыболова, либо предусмотреть внесение платы за выдачу именного разрешения рыболова один раз в год сроком действия в течение всего года.

Большой интерес для жителей Сахалинской области  представляет Статья 12,  предусматривающая возможность выдачи физическому лицу именного разрешения рыболова для осуществления любительского рыболовства вне рыболовного участка. Данная статья дает возможность вылова тихоокеанских лососей за пределами РПУ, но в законопроекте не определено никаких критериев - кому и на каких условиях будут выдаваться данные разрешения.

Ситуация с рыбопромысловыми участками в Сахалинской области весьма напряжённая. На Сахалине более 60 тысяч рыболовов – любителей.  На 27 участках возможна организация любительского рыболовства сейчас.  В 2009 году любительское рыболовство было организовано на 40 участках. Это для региона - необходимый минимум. Лучше, чтобы участков было больше или, как предусмотрено в законопроекте можно было осуществлять любительское рыболовство по индивидуальным разрешениям вне участков. Ещё  лучше, чтобы горбушу можно было бы ловить спортивными снастями везде, соблюдая суточные нормы вылова.

В соответствии со статьей 21 проекта закона все договоры о предоставлении рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства, заключённые до вступления в силу Федерального закона подлежат расторжению в одностороннем порядке, в случае несоответствия хотя бы одному из условий, установленных частью 1 настоящей статьи. К таким условиям относятся - площадь рыболовного участка и виды водных биоресурсов, обитающие в границах такого участка. В ныне действующих договорах о предоставлении РПУ для организации любительского и спортивного рыболовства в Сахалинской области вообще не указаны какие-либо виды водных биоресурсов, которые разрешено вылавливать. Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 21 проекта закона все действующие договора пользования РПУ для организации любительского и спортивного рыболовства на территории Сахалинской области будут досрочно расторгнуты в одностороннем порядке. Такого быть не должно.

В проекте закона ничего не сказано о рыбопромысловых участках, которые в соответствии с частью 3 статьи 18 ФЗ «О рыболовстве», допускается использовать в нескольких целях, в том числе для организации любительского рыболовства. В Сахалинской области на сегодняшний день таких РПУ 21, и их сохранение в таком качестве для нас очень важно.

Все эти нерешённые вопросы в тексте законопроекта вопросы, безусловно, тревожат сахалинцев. Их необходимо учесть и доработать.

В целом, за рыбаками-любителями необходимо закрепить право на осуществление спортивного и любительского рыболовства свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, с соблюдением ограничений и правил любительского рыболовства. В первую очередь такие ограничения должны касаться суточных норм вылова водных биологических ресурсов, так как неограниченный вылов водных биологических ресурсов порождает противоречия между любительским и промышленным (прибрежным) рыболовством.

Георгий Карлов рассказал, что в Сахалинской области отдается приоритет любительскому рыболовству перед промышленным (прибрежным) рыболовством и в качестве примера привёл ситуацию текущего года 2013-го, когда  по подсчетам специалистов ФГУП «СахНИРО» при подледном лове рыбаками-любителями, было поймано около 640 т зубастой корюшки. На основании данных подсчетов в Комиссию по регулированию добычи (вылова) водных биологических ресурсов поступили рекомендации о введении запрета на промышленный лов зубастой корюшки от м. Терпения до м. Анива, поскольку рекомендованный к изъятию объем (150 т) уже освоен и даже превышен в ходе любительского рыболовства.

« В тоже время, отдавая приоритет любительскому рыболовству, должны приниматься меры по пресечению нарушений по незаконной добыче (вылову) водных биологических ресурсов рыбаками любителями и прикидывающихся рыбаками-любителями браконьеров. Любительское рыболовство – это, прежде всего, отдых и вылов для личного потребление рыбы, и здесь рыбаков у нас ничем не ограничивают, за исключением мер безопасности. Но нужно знать меру: когда любители начинают торговать своими уловами - этого уже нельзя допускать. Это должно быть чётко отрегулировано. Отрегулировать это возможно, в том числе и путём ужесточения ответственности за нарушение Правил рыболовства, внесением соответствующих поправок в УК РФ и Кодекс об административных правонарушениях. С соответствующей законодательной инициативой выступила Сахалинская Областная Дума», - рассказал депутат.

Позицию Общероссийского народного фронта озвучил Леонид Огуль: «ОНФ готов закрыть глаза на норму вылова. Эта норма вылова всегда была. Но норма 10% акватории, взять хотя бы 1% в дельте Волги – это огромное пространство водных просторов, где водится рыба. Найти рыбу для рыбака – очень сложно, она водится только там, где уже сложились определённые природные условия и все эти участки известны. Поэтому, здесь вопрос не в процентной норме акватории»,- заявил депутат.

«Платную рыбалку вводить нужно, но ведь идея была в том, чтобы отдать под платное рыболовство те участки, которые не пользуются спросом у промышленников, и не находятся вблизи населённых пунктов. В Москве у нас на гребном канале в Крылатском организована платная рыбалка, и народу там очень много. Времени у современного человека очень мало, а он, к примеру, заядлый рыбак. Он приезжает туда на 2-3 часа, платит деньги, ловит  и получает удовольствие. Идея ведь очень хорошая, нужно только, чтобы владельцы платных участков зарыбляли эти предоставленные им участки,  и обязательно должен составляться акт в присутствии специалиста и общественных организаций», - такое мнение высказал ведущий эксперт «Росохотсоюза» Александр Чугунов.

Руководитель Управления информации Росрыболовства Александр Савельев рассказал, что в мае исполнилось ровно два года с момента, когда Росрыболовством был подготовлена первая редакция законопроекта, и началось горячее обсуждение. Если посмотреть статистику, то наберётся более 10 тысяч публикаций в СМИ за весь этот период. В России любительская рыбалка имеет большую перспективу, это целая индустрия – производство катеров, экипировки, снастей и т.д. В США, к примеру, любительское рыболовство даёт в 5-6 раз больше дохода по сравнению с промышленным. Если промышленное – 5-6 млрд. $, то любительское – от 28 до 32 млрд. $ в год. По опросам ВЦИОМ для 98% россиян любительская рыбалка – это, прежде всего вопрос досуга, нежели питания. «Однако, в России закон будет соблюдаться тогда, когда появится ощущение, что он справедлив. Но в ходе дискуссии нужно придерживаться конструктивной линии, а не находится в зависимости от перепадов политической конъюнктуры», - отметил представитель Росрыболовства.

В заключении член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Заболотная подчеркнула, что в законопроекте нужно уравновесить интересы государства и интересы простого гражданина, особенно тех, кто проживает на отдалённых северных территориях, где нет градообразующих предприятий, нет другой работы, где люди живут и питаются за счёт рыбалки.

Валерий Язев отметил, необходимость чётких прямых и прозрачных норм в проекте закона, отсутствие которых порождает коррупцию, это, например, деление рыболовных участков. Он сообщил, что в мае планируется очередное заседание рабочей группы при Администрации Президента, в повестке которого стоит законопроект «О любительском рыболовстве».

«Сейчас мяч на стороне Правительства. Правительство вправе принять нашу рекомендацию, а может отказаться и повторно внести ту же редакцию законопроекта. Тогда возможна развилка – либо отклонить в первом чтении либо принять и дорабатывать законопроект ко второму чтению поправками – из того что есть, получить то что хотим. Пока же позиция Комитета такова: мы считаем, что в первом чтении в этом виде принимать законопроект нельзя», - резюмировал дискуссию Валерий Язев.



главное

Сергей Неверов: «ЕДИНАЯ РОССИЯ» внесет законопроекты по наказам граждан

Среди инициатив – отмена банковской комиссии по обязательным платежам, отмена НДФЛ по выплатам Фонда обманутых дольщиков и индексация пенсий опекунам.

Андрей Макаров: Цель эксперимента по введению специального налогового режима для самозанятых – защитить людей и укрепить их доверие к государству

Госдума рассмотрела в окончательном, третьем чтении проект федерального закона о распространении специального налогового режима для самозанятых с нового года еще на 19 субъектов страны.

Андрей Красов: «ЕДИНАЯ РОССИЯ» настаивает на выполнении соцгарантий для членов семей погибших военнослужащих и сотрудников спецслужб

Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект, обеспечивающий компенсационных выплат за взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для данной категории граждан.

архив